Тема конкурса: Сицилия и Калабрия глазами россиян
Номинация: литературное эссе, стихотворение, песня
ФИО автора: Баутдинов Гамэр, г. Москва
Этот богатый и цветущий остров издавна привлекал внимание ближних и дальних соседей. В начале VI века Сицилией овладели потомки древних греков – византийцы, правившие здесь почти три столетия. Но их присутствие не принесло облегчения острову, а среди самих правителей начались распри.
И когда командующий византийским флотом Евфимий обратился за военной помощью к арабскому эмиру Ибрахиму из Северной Африки, его призыв был услышан. Летом 827 года мощный арабо-берберский десант высадился в Мадзара-дель-Валло. Островитяне долго сопротивлялись, но в конце концов были вынуждены сложить оружие.
Началась новая эпоха в истории острова, и изменения коснулись прежде всего экономики. Современный английский историк Деннис Смит, автор трёхтомной «Истории Сицилии», писал: «Примирению покорённого населения с завоевателями прежде всего способствовала их весьма разумная экономическая политика». Более подробную картину арабского периода в жизни острова дал Микеле Амари, автор многотомного труда «История мусульман на Сицилии».
Новые хозяева острова стали поощрять мелкую и среднюю собственность на землю. Начались широкомасштабные работы по мелиорации, в результате чего многократно выросли урожаи. Арабы выращивали культуры, ранее вовсе не известные в Европе, такие как сахарный тростник, хлопчатник, миндаль, фисташки, дыни, тутовое дерево, хна, индиго и цитрусовые. Многие из этих культур, а также зерно, стали предметом экспорта. Значительно увеличилось количество мелкого рогатого скота. Началось освоение обнаруженных на острове полезных ископаемых.
А поскольку экономика неразрывно связана с торговлей, остров довольно скоро стал торговым мостом между Востоком и Западом. Однако возникла определённая трудность с займами, долгами и процентами, недопустимыми с точки зрения мусульманского права. И выход был найден благодаря посредничеству сицилийских евреев, которые хорошо знали торговое дело, владели многими языками и имели опыт общения с европейцами.
Наличие средств позволяло строить дворцы, храмы, общественные здания. Это отразилось на внешнем облике многих городов острова и, прежде всего, Палермо, население которого достигло трёхсот тысяч человек. О красоте столицы и других городов эмирата свидетельствуют записи арабских путешественников.
В городе процветали ремёсла и торговля, а палермитанский порт стал важнейшим перевалочным пунктом на пути товаров в разные концы Средиземноморья. Мусульмане, православные греки, католики и евреи могли свободно исповедовать свою религию и строить храмы.
Однако в начале XI века появилась новая сила – викинги или норманны. Они проникли в Средиземноморье и обосновались на Юге Апеннин. И снова с острова, от одного из местных мусульманских князьков прозвучал призыв о помощи, но теперь уже обращённый к норманнам, которые и воспользовались этой ситуацией.
В 1061 году они пересекли Мессинский пролив и стали продвигаться в глубь острова. В1072 году был захвачен Палермо, и этот год считается концом правления мусульман на острове.
Но на Сицилии с суровыми норманнами произошли удивительные перемены. Новые хозяева острова сочли за благо сохранять почти всё ценное и полезное. Они в основном оставили прежние органы управления по ведению земельных и финансовых дел, а также денежную систему.
Первым норманнским правителем Сицилии стал граф Рожер (Роджер, Руджеро). Сохранялась политика этнической и конфессиональной терпимости. В одном из документов говорится: «Латиняне, греки, евреи и сарацины, да будут судимы они по их закону».
В 1130 году, при Рожере II, Сицилия была провозглашена королевством, в состав которого вошла значительная часть Юга Апеннинского полуострова, и Сицилийское государство достигло подлинного расцвета. По всему острову воздвигались новые замки, дворцы, храмы и реконструировались прежние строения, особенно в столичном Палермо.
«Это самый большой и прекрасный город в мире, и не счесть его красот… Его здания поражают взор, а оборонительные сооружения неприступны… Вокруг города множество водных каналов и изобилие садов со всевозможными фруктами», – так писал известный арабский учёный и путешественник Абу Абдулла ал-Идриси, автор фундаментального труда «Книга Рожера». Покровительством короля пользовались философы, математики, врачи, поэты, искусные архитекторы, скульпторы.
В то же время росли аппетиты земельных баронов, а приток новых поселенцев нарушал этническое равновесие, что не могло не сказаться на политике прежней веротерпимости. Последнюю попытку предотвратить ухудшение ситуации предпринял Фридрих II (Федерико), внук короля Рожера и Фридриха Барбароссы, императора Священной Римской империи. Император Фридрих II, Stupor mundi («изумляющий весь мир»), вошёл в историю как один из самых могущественных и влиятельных монархов.
Он предпочёл оставить на Юге свой двор, который по-прежнему имел восточный колорит, а среди его многочисленных гостей с Востока были и поэты. Исследователи полагают, что ритмика и мотивы арабской поэзии оказали влияние на самого Фридриха, знавшего арабский язык и занимавшегося стихотворчеством. Он создал Сицилийскую поэтическую школу, в которой зародилась высокая поэзия, оказавшая известное влияние на формирование итальянского языка.
Между тем государство Фридриха ощущало всё большее давление со стороны противников. Направляясь в Германию, по пути он подвергался нападениям автономных городов-коммун центральной и северной части Апеннин. В самой Германии удельные князья требовали всё больше льгот, и сицилийские богатства стали чаще направляться для удовлетворения их аппетитов. Это вызывало возмущение сицилийцев, и, как бывает в таких случаях, начались поиски врагов.
Первыми жертвами стали мусульмане и евреи. Права греко-православных общин также были ограничены, а затем уже открыто стал осуществляться принцип «один народ, один язык, одна религия». Император умер в 1250 году, и после него сицилийский трон занимали не слишком удачливые наследники. А вскоре остров оказался во власти чужестранцев, которые на многие века лишили его самостоятельности.
В целом же арабо-норманнский период, длившийся более четырёх веков, был одной из ярчайших страниц в истории Сицилии, о чём всегда помнят и сами островитяне.