Блог новостей Италия-Россия

Для соотечественников в Сицилии и Калабрии

Тринакрия - символ Сицилии
Кафедральный собор в Монреале (Палермо)
Сицилийская повозка
Кафедральный собор в Палермо
Пляж Монделло в Палермо
Слон - символ Катании
Сицилийская керамическая посуда
Кафедральный Собор Мессины

Маяк Палермо

Тема конкурса: Сицилия и Калабрия глазами россиян

Тема конкурса: Сицилия и Калабрия глазами россиян
Номинация: литературное эссе, стихотворение, песня
ФИО автора: Русакова Вера Владиславовна, г. Москва

Этот вечер в Палермо был теплым и тихим, впрочем, как и предыдущие. Благообразный пожилой человек в широкополой шляпе еще раз огляделся, пристально посмотрел, будто примеряясь, в сторону пристани и разместился на одном из прибрежных камней. Достал толстый альбом, карандаши и начал делать быстрые наброски крепости, маяка и кораблей в бухте.

Нужно было спешить, ведь в южную ночь темнеет так быстро. Закончив работу, пожилой человек отложил альбом, закурил трубку и задумался. Мимо прошли двое матросов, торговец с тележкой овощей, женщина с кувшином. Они с любопытством поглядывали на иностранца, но художник как будто не замечал никого вокруг, предаваясь воспоминаниям.

За свою жизнь он достиг немалого. Известный живописец у себя на родине в России, преподаватель Академии художеств в Петербурге, он успел поездить по миру и добиться успеха в творчестве, получая заказы от самого Императора и других высокопоставленных лиц. Однако лет пять назад после смерти любимой жены Клеопатры Лонгиновны жизнь словно померкла, перестала играть красками, что для художника было особенно тяжело.

Прошло два тяжелых года, полных тоски и одиночества. А потом сын Сократ, тоже художник, командированный в Италию, позвал отца к себе, и тот, недолго думая, согласился. Прибыв к сыну в Рим, он оказался в обстановке дружного братства русских художников, пансионеров Академии.

Такие поездки в Италию для обучения живописи к этому времени были традицией уже сто лет (с 1757 года). И к середине 19 века в Риме существовала крупная колония русских мастеров из нескольких десятков человек. Общаясь с единомышленниками и работая вместе с сыном над акварельными пейзажами римских окрестностей, пожилой художник чувствовал, как тоска стала понемногу отступать.

Он радовался, что смог передать сыну любовь к живописи, стремление к красоте и гармонии. И вот теперь их труды оценены по достоинству самим Императором Николаем Павловичем. Не так давно тот прибыл в Палермо с супругой Александрой Федоровной, дочерью Ольгой и множеством придворных. Художник с сыном встречали русские корабли «Камчатка» и «Бессарабия» в гавани Палермо.

Они с сыном уже давно собирались посетить Сицилию, с тех пор как увидели эти живописные места на пейзажах соотечественников — их друга Карла Брюллова, Федора Матвеева, Семена Щедрина, которые побывали здесь еще до них. Вскоре после прибытия Император встретился с художниками и остался очень доволен их работами. Он заказал Сократу, сыну пожилого мастера, серию акварелей с видами Италии для своей супруги Александры Федоровны. Сын был счастлив.

Художник улыбнулся при этой мысли и вдохнул морской воздух. Да, гармония и краски местной природы удивительны. Ему довелось побывать в Европе и на Ближнем Востоке, увидеть богатство Константинополя, берега греческих островов, святыни Сирии и Палестины, плыть по голубым водам Дуная, но красота этого южного уголка Италии была особенной.

Может быть, не зря на склоне лет в награду за невзгоды и печали он оказался в этих краях. Теперь он может отобразить красоту этого края в своих картинах. И впервые за долгое время, прислушиваясь к плеску волн, всматриваясь в прибрежные виды, старый художник почувствовал успокоение и радость, а из темноты теплым светом подмигивал маяк Палермо, огонек надежды на краю итальянской земли.

Этот эпизод из жизни известного русского художника Максима Никифоровича Воробьева мог не иметь места в реальности. Но он возник в моем воображении давно, еще с тех пор как в юности я часто любовалась репродукцией картины «Итальянский вид ночью. Маяк в Палермо», висевшей среди множества других в мастерской отца.

Мне очень нравился контраст холодного лунного света и теплого света маяка, зажжённого человеком. Хотелось узнать больше о художнике, его жизни и творчестве. Впоследствии из биографии, отрывочных воспоминаний по крупицам сложилась общая картина. Так образ маяка в Палермо стал близким и для меня.

Природная красота Сицилии и Калабрии вдохновляла русских художников XVIII, XIX, XX веков, вдохновляет и поныне наших современников, и это восхищение южной красотой, отражающееся на полотнах живописцев из далекой северной страны, создает неразрывную связь между «отчизной вдохновения» Италией и Россией.

Смотреть все конкурсные работы

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Блог новостей Италия-Россия

Для соотечественников в Сицилии и Калабрии